Русский Русский Болга́рский
 
Главная > КВО - сервис > Блог > Не Монгольфье едиными

Не Монгольфье едиными

balloon1aВсем известно, что пионерами воздухоплавания в далеком 1783 году стали братья Монгольфье, подняв над французским городком Аннонэ, воздушный шар диаметром 10 метров, наполненный горячим воздухом. Однако, действительно ли первым в мире был этот аэростат?

В Перу, в середине двадцатого века, ученые обнаружили рисунок на стене одной из гробниц. На нем был изображен аппарат в виде гигантской четырехгранной пирамиды, которая парила в воздухе, а внизу к ней была привязана корзина, в которой находились люди. Рисунок тщательно измерили и рассчитали примерные размеры изображенного на нем летательного аппарата. После этого, в 90х годах построили каркас пирамиды и гондолу, применяя материалы, которые обычно использовали перуанские индейцы для строительства. После того как аппарат обтянули материалом, получилось огромное сооружение, имеющее почти 10 м в высоту и до 30 м у основания. Под пирамидой развели костер, и через некоторое время пирамида-аэростат поднялась в небо и потянула за собой гондолу!balloon2

Достигнув высоты 200 метров, шар пошел на снижение. Не помогли и выброшенные опытными воздухоплавателями — англичанином Дж. Ноттом и американцем Дж. Вудманом — два стокилограммовых мешка с балластом. После крайне жесткой посадки, пилотов выбросило из гондолы. Облегченный шар снова взмыл в поднебесье и приземлился лишь через 12 минут, пролетев за это время еще около 3 километров.

Также есть свидетельства того, что северные карелы приблизительно с XII века летали на воздушных шарах. Прямые упоминания изготовления и использования шаров можно найти в карельских рунах. Также существует большая вероятность использования древними карелами воздушных шаров в военных целях. В одном из списков Первой Новгородской летописи 1143 года есть запись о неудавшемся походе карелов на воздушных шарах против финского племени хяме:
"В то же лето ходиша корела на емь и отбежаша две небесны лойву бити".

В одной из не включенных рун эпоса "Калевала", записанных Э.Леннротом в Северной Карелии есть строки, подтверждающие технологию изготовления воздушных шаров:

    balloon3Старый мудрый Вяйнямейнен
    Вековечный прорицатель
    Строил шар из кожи бычьей,
    Из китовой шил он шкуры.
    Надувал тот шар он дымом,
    Газом наполнял болотным,
    Плел канаты с жил оленьих,
    Из лосиных вил веревки…
    перевод Л.П. Бельского

Упоминания о воздушных шарах карелов содержатся помимо прочего в записках путешественников-иноземцев и берестяных грамотах. Древнейшим свидетельством считают фрагменты комплекса наскальных рисунков в Беломорье, в низовье реки Выг. В части комплекса, называемого "Бесовыми следками", есть изображения, в которых при всей условности угадываются контуры воздушного шара.

Вполне возможно то, что воздушные шары широко применялись в повседневной жизни карелов. На них могли перевозить грузы, летать на охоту. Могло быть развито также и воздушное сообщение между населенными пунктами, что в условиях бездорожья было бы крайне удобно. Наполнялись воздушные шары, предположительно, метаном, которого в избытке хватало в окружающих болотах.

Следующим согласно хронологии упоминанием о воздушном шаре следует считать сообщение французского миссионера Бассу, согласно которому, в Пекине, во время празднования вступления на престол китайского императора Фо-киена в 1306 году, в воздух подняли воздушный шар, оболочка которого была выполнена из бумаги и была наполнена горячим воздухом.

balloonИмя бразильца Бартоломео Лоренцо, более известного в качестве португальского священника Лоренцо Гузмао, долго оставалось неизвестным или даже можно сказать забытым, пока в 1971 году не были обнаружены документы, которые и подтвердили факт его полета на воздушном шаре, превратив его в исторический.
Происходило это в далеком 1708 году, когда Лоренцо Гузмао перебрался из Бразилии в Португалию и поступил в Университет города Коимбре. Именно в то время его зажгла навязчивая идея построить летательный аппарат. После старательного изучения законов физики и математики, Лоренцо приступил к своему заветному эксперименту. Священник построил несколько различных моделей задуманного летательного аппарата. И вот в августе 1709 года он впервые продемонстрировал их королевской знати. Его демонстрация имела успех. Тонкая оболочка в виде яйца с жаровней, подающей горячий воздух под ней, смогла подняться над землей на 4 метра. В том же году, после удавшегося эксперимента, Лоренцо приступил к своему проекту «Пассарола», однако эта разработка добром не кончилась. Католическая церковь тут же обвинила Гусмана в сношениях с нечистой силой, ему пришлось бежать, и след его затерялся...

Примечательно также ложное свидетельство, о якобы состоявшемся полете подъячего Крякутного в городе Нерехта Костромской губернии в 1731 году.
«1731 год. В Рязани при воеводе подьячий нерехтец Крякутной фурвин сделал, как мяч большой, надул дымом поганым и вонючим, от него сделал петлю, сел в неё, и нечистая сила подняла его выше березы, а после ударила о колокольню, но он уцепился за веревку, чем звонят, и остался тако жив. Его выгнали из города, и он ушёл в Москву, и хотели закопать живого в землю или сжечь».

В единственном говорящем об этом событии «источнике» (то есть рукописи коллекционера начала XIX века Сулакадзева, впоследствии сфальсифицированной путем исправления другой рукой) указывался не «нерехтец Крякутной фурвин», а «немец крещеной Фурцель».balloon5 Фальсификация имени «Крякутный» установлена в 1950-е годы (публикация 1958 г.). Сам рассказ о рязанце-воздухоплавателе, «крещённом немце Фурцеле», также является весьма сомнительным, так как аутентичность первоисточника, на который ссылался А. И. Сулакадзев (сам известный многочисленными фальсификациями) — ненайденных «записок Боголепова» — не установлена.

Такова тернистая история пионеров аэронавтики, полная вновь открытыми фактами, фальсификациями и предубеждениями. Впрочем, все это ничуть не умаляет заслуг братьев Монгольфье, как первых аэронавтов, сумевших открыть воздухоплавание широкой общественности.

Эти и многие другие интересные факты из истории воздухоплавания, вы можете обсудить с пилотами Киевского Воздухоплавательного общества, на еженедельных субботних встречах, проходящих на нашей авиабазе.

  

О нас

ООО «Киевское воздухоплавательное общество» предлагает Вам испытать неземное чувство свободного полета в корзине воздушного шара.
Мы познакомим Вас ближе с воздухоплаванием и его историей.  Вы узнаете, где и как можно полетать на воздушном шаре или пройти курс обучения в школе пилотов.